Открытый конкурс инновационных образовательных проектов и программ на грант Президента РС (Я) Проект начальной школы – лаборатории СВФУ (классы МОБУ ЯГНГ) — ресурсный центр «Сэргэлээх», родители учащихся

Наименование проекта  «Форсайт-центр метапредметного образования младших школьников»
Анализ социокультурной ситуации Исполнители проекта:

Анализ социокультурной ситуации школы. Начальная школа-лаборатория – Ресурсный центр «Сэргэлээх» (далее – НШЛ «Сэргэлээх») была основана в 2013 году в качестве филиала МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», как научная лаборатория к.филос.н. Н.К. Чиряева, поскольку на протяжении 25 лет  ЯГНГ приобрела статус одного из наиболее рейтинговых общеобразовательных организаций города Якутска. Открытие начальной школы было инициировано с целью создания экспериментальной базовой площадки, учебной лаборатории СВФУ им. М.К. Аммосова при кафедре начального образования Педагогического института СВФУ. Классы были открыты на территории университетского кампуса в здании общежития по адресу ул.Кулаковского, д.42/2.

Начальная школа действует в условиях городской среды, расположена в центре города. Особенность деятельности школы как филиала гимназии заключается в полном погружении в родную языковую среду, создание условий для углубленного изучения родного языка, литературы и культуры, традиций, поскольку в условиях городской среды дети развиваются под влиянием русскоязычного информационного пространства, СМИ и пр. Особенностью начальной школы является также и тот факт, что школа располагает широким спектром различных (материально-технических, научно-методических, информационно-образовательных, кадровых и пр.)  ресурсов университета благодаря расположению на территории университета и имеющемуся родительскому сообществу, поскольку в школе обучаются преимущественно дети сотрудников СВФУ им. М.К. Аммосова. Данный факт отражает специфику деятельности НШЛ, поскольку в  числе родителей доля представителей научного сообщества более высока, чем в любой  общеобразовательной школе города Якутска.

В качестве недостатков СКС  можно назвать  отсутствие приспособленного здания общеобразовательной организации, малое число учебных кабинетов. А также, являясь филиалом ЯГНГ, начальная школа-лаборатория работает по единым образовательным программам с гимназией, руководствуется основными нормативными локальными документами основной школы, привлекаются педагоги основной школы по распределению администрации гимназии, что несколько затрудняет свободное экспериментирование в отношении внесения изменений в образовательный процесс. Для НШЛ является актуальным осуществление дополнительной научно-методической работы с приходящими преподавателями-предметниками с целью формирования творческого коллектива единомышленников, разделяющего цели и задачи экспериментальной методологической работы начальной школы. Кроме того, отсутствует перспектива развития школы до средней общеобразовательной школы, что затрудняет возможность отслеживания  достигнутых результатов.

В настоящее время в НШЛ обучается 143 ученика с 1 по 6 класс. Коллектив школы представлен 7 учителями.

 

Начальное образование как ступень общего образования направлена на формирование  фундамента всей дальнейшей системы школьного знания, освоение навыков учебной деятельности, воспитание ключевых жизненных ценностей личности и гражданина. Одним из ключевых отличий современной начальной школы является ориентир на метапредметное образование, которое выходит за рамки школьной общеобразовательной программы, направлено на усвоение способов деятельности, навыков жизненного самоопределения и смыслообразования. Именно младший школьный возраст является наиболее сензитивным для восприятия и усвоения культуры общества, идентификации и принятия себя как члена современного сообщества, осознание роли и места образования в становлении жизненных ориентиров ребенка. Нужно отметить, что метапредметное содержание образования сегодня недостаточно осмыслено педагогическим сообществом, поскольку в практике работы современной начальной школы немногие коллективы понимают целевые ориентиры, более того, владеют технологиями формирования и оценки метапредметных результатов.

Современное образование сегодня активно развивается в условиях глобализации и интернационализации, при этом неотъемлемо связано с сохранением самобытной национальной и этнической культуры народов. В связи с этим современная школа должна быть ориентирована на современные мировые образовательные тенденции  с учетом организации условий для сохранения этнической идентичности, самосознания учащихся как представителей своей культуры, своего народа, носителей духовных ценностей своих предков. На данном этапе развития школьного образования в РС (Я)  действует ряд городских и сельских школ, образовательное пространство которых направлено именно  на формирование собственной национальной идентичности якутской, эвенской или русской. На наш взгляд, сегодня есть возможность создать кросскультурное образовательное пространство, где на основополагающем фундаменте родной культуры усваиваются общемировые образовательные тенденции, создаются условия для формирования иерархии идентичности в широком мировом понимании как представителя своего этноса, гражданина своей многонациональной страны,  человека мира. Современный ФГОС НОО направлен на воспитание человека новой формации, патриота и гражданина многонационального государства, конкурентоспособного и умеющего самостоятельно строить собственную стратегию развития с учетом своих возможностей и способностей, перспектив.

Как создать сегодня такое пространство в современной школе, которое бы соответствовало пониманию современного стандарта школы как общественного договора?  Прежде всего, между государством, регионом, родителем и учеником как заказчиками, учителем.

Концепция  ФГОС НОО (2009 г.) определила новые требования к образовательным результатам, которые характеризуются как метапредметные. В настоящее время метапредметные результаты целенаправленной формируются и отслеживаются непосредственно в учебной процессе в рамках освоения дисциплин учебного плана образовательной программы начальной школы. В то же время внеурочная работа и свободная исследовательская деятельность детей являются  своего рода придатками учебного процесса, которые зачастую проводятся не столько из интересов самого ученика, а исходя из возможностей и компетенций отдельно взятого педагога.

Проблематика проекта ü  Понимание современного стандарта как общественного договора актуализирует внедрение новых моделей вовлечения  родительского сообщества в процесс повышения качества школьного образования детей, обогащения образования метапредметным содержанием  путем создания реальных деятельностных социальных проб в рамках детско-родительского взаимодействия.    В нашем понимании образовательное пространство школы должно быть в целом метапредметным, выходящим за рамки школьной образовательной  программы, в котором целостно и неразрывно сочетается урочная и внеурочная, свободная творческая деятельность младшего школьника. Как расширить образовательную среду ребенка и способствовать развитию метапредметных результатов?

ü  На современном этапе образовательная среда ребенка прирастает разными альтернативными формами образования. Ребенок сегодня получает информацию из различных источников информации, в основном из сети интернет, социальных сетей, причем эта информация не контролируема, не позволяет ребенку развивать вкус к информации, критическое мышление, нормы поведения в виртуальном пространстве. В то же время сегодня постоянно идет поиск новых способов или инструментов приобщения родителей к работе с детьми, повышения их собственной педагогической культуры, укрепления семейных ценностей. Какие новые формы совместной работы детей с родителями можно использовать?

ü  Исследовательская  познавательная деятельность учащихся начальных классов зачастую ограничивается участием в научно-практических конференциях, получение в них внешних мотивационных стимулов в виде наград, призов, грамот, которые нередко приводят к привитию детям формализма в исследовании, к нивелированию ценности истины в любом исследовании. Более того, нередко превращается в битву руководителей, когда сам ребенок не совсем понимает суть своего исследования. Тем не менее, вовлечение в исследовательскую деятельность необходимо. Как создать условия, способствующие настоящему детскому познанию и открытиям, а не только натаскиванию ребенка к НПК?

ü  Детские исследовательские работы, как правило, оцениваются  взрослыми экспертами, тогда как детская экспертная оценка, характеризуемая простым интересом к чужому исследованию, не учитывается в данном процессе. Как организовать  взаимную оценку и самооценку своих работ детьми?

ü  Вовлечение ребенка в процесс самостоятельного познания  осуществляется без учета индивидуальности самого ребенка, его физического и психологического состояния, интересов, склонностей и задатков, особенностей характера. Как учесть в образовании особенности младшего школьника, как строить с учетом индивидуальную программу.

На решение этих актуальных вопрос направлен представленный проект

Философские основания Современное информационное пространство окружает ребенка в его повседневной жизни, задает постоянно пищу для его личных новых идей, интересов, открытий. Поэтому сегодня в образовании должны быть учтены современные формы образования детей. Субъекты образовательного пространства также включают , прежде всего, родителей, потом учителей и других  референтных лиц.  Образовательный процесс понимается как последовательность случайностей, событий, мероприятий, моментов, из которых складывается индивидуальное образование каждого отдельного ребенка. Каждое организованное и неорганизованное событие работает негативно или положительно на образовательный результат. В этом аспекте образовательная среда должна быть насыщена мероприятиями, имеющими положительный вектор направленности результатов усилиями референтных лиц для детей, например, родителями.  Педагог здесь нужен только в роли проводника, экскурсовода, консультанта или помощника. Маршрут прокладывает ребенок. При этом от него вовсе не требуют, чтобы воспроизводил учебный материал, придуманный для него взрослыми. Такой подход близок к сути случайного вероятностного образования А.М. Лобка, но в условиях расширения образовательного пространства школы, в котором моделируется культурный процесс в его реальной творческой непредсказуемости.

Основная идея проекта состоит в том, что нами предлагается создание образовательного открытого центра метапредметного образовании на базе НШЛ при содействии СВФУ им. М.К. Аммосова.  В рамках данного центра будет апробирован опыт вовлечения ученых из числа родителей и энтузиастов –сотрудников университета в процесс расширения образовательных результатов младших школьников,  вовлечение детей в истинный познавательный процесс, привитие исследовательского азарта. Почему метапредметного образования? Потому что метапредметные результаты являются одним из основных требований современной начальной школы согласно ФГОС, а также любое исследование или разработка познавательного ролика являются метапредметными, поскольку позволяют развить в процессе подготовки различные общеучебные умения и получить комплексные жизненные знания и умения. Почему открытого? Потому что разработанные продукты детско-родительской совместной деятельности будут размещаться на специальном образовательном канале, который будет доступен всем детям. В идеале нами планируется целый образовательный научный портал. Участие сотрудников университета как наставников и консультантов обеспечит научность и светскость разработок, позволит видеть всем наставникам детей в республике,  в каком русле необходимо развивать свое исследование. Кроме того, проект предполагает, что, несмотря на наличие организованной и при этом случайной вероятностной образовательной среды на базе школы, предполагается внедрение медико-психолого-педагогического сопровождения, которое позволит определить направленность интересов каждого ребенка, определит выбор спектра интересов для  встреч с наукой.

 

Цель проекта: Создание форсайт-центра организации метапредметного открытого образования в начальной школе

Проект направлен на решение следующих задач:

1)                  Создание  открытого  пространства  метапредметного образования всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей и учителей;

2)                 разработка и апробация комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом влияния различных факторов на успешность освоения образовательной программы учащимися;

3)                 разработка технологии деятельности временных творческих коллективов детей и взрослых в процессе подготовки образовательного продукта, в том числе проектирование технологий игропедагога и тьютора;

4)                 создание образовательного интернет-канала «Школа Сэргэлээх» для младших школьников как средства метапредметного образования в открытом доступе;

5)                 разработка инструмента взаимной экспертизы детьми как потребителями познавательных роликов и исследований младших школьников;

6)                 определение и утверждение единых критериев оценки детских работ, организация школы эксперта детских исследовательских работ;

7)                 освещение деятельности форсайт-центра НШЛ на уровне республики и распространение передового опыта педагогического коллектива по технологии достижения метапредметных результатов

Психологическая концепция Методологический базис реализации проекта строится на основе деятельностного подхода, идеи которого раскрыты в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, где предполагается не усвоение детьми знаний и умений, а способ организации учебно-познавательной деятельности детей, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а  сами активно участвуют в образовательном процессе. В связи с этим исследовательская деятельность учащихся, построенная на принципе взаимного образования и самообразования субъектов образовательного процесса, является обоснованно организованной.  Деятельностный подход строится на многих принципах, но в нашем проекте мы акцентируем внимание на реализации принципа творчества, принципа психологической комфортности и принципа вариативности.
Переход от развития субъектов к саморазвитию может быть рассмотрено и с позиции синергетического подхода, суть которого заключается в сотрудничестве и взаимодействии участников образовательной системы, их постоянном взаимообогащении (Г.Хакен, Е.Н. Князева, В.И. Андреев).  Более того, проектное образование как форма предусматривает и выход  предметного содержания проектов за пределы школьной образовательной программы, и в то же время ее закрепление и более качественное усвоение, что представляет собой постоянный процесс активной умственной исследовательской работы. Это возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие. В ходе реализации проектного образования создается возможность организации нелинейного вариативного индивидуального развития каждого ученика в зависимости от развития его интересов и способностей в ходе взаимодействия с другими взрослыми, кроме родителя и учителя. По мнению В.Д. Грачева, синергетика в образовании стала мощным фактором, обеспечивающим стирание границ между естествознанием и обществоведением и построение универсальной эволюционной картины мира. Таким образом, можно говорить о правильности междисциплинарного подхода в изучении предметного содержания в рамках проектных исследований. Исходя из сказанного, логично отметить и соответствие содержания проекта сущности личностно ориентированного в образовательном процессе, поскольку индивидуализация образовательных траекторий учащихся становится исходным образовательным результатом проводимой работы. В ходе проектной работы предусматривается медико-психолого-педагогическое сопровождение детей для оценки динамики их здоровья и взаимосвязи с учебной деятельностью, определения и рекомендаций образа будущего каждого ребенка в зависимости не только от его способностей или интересов, но и состояния здоровья.

И , несомненно, фундаментальным основанием проектной работы является этнокультурное воспитание и обучение обучающихся начальной школы, поскольку, являясь филиалом ЯГНГ,  действующая концепция деятельности школы «Саха оскуолата» ориентирована на создание культурообразующей среды воспитания интеллигента народа саха, для чего образовательная программа осуществляется на родном якутском языке, с учетом ментальности и традиционного мировоззрения народа. Именно обучение на родном языке раскрывает скрытый на уровне генетического кода пытливый ум растущего поколения народа саха, много веков успешно адаптировавшегося и  живущего в условиях сурового северного климата. Билингвальная среда развития современных городских детей также способствует усвоению иностранных языков, поскольку в современном информационном обществе востребован мультилингвизм или полилингвизм как данность современного глобализирующегося общества.

В российской педагогике сложилось две научные школы в понимании метапредметного образования:

v  Громыко Ю.В., Асмолов  А.Г. , понимание которых составило содержание современного ФГОС. Здесь метапредметные результаты связаны с надпредметностью,  общеучебными навыками: целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез и т. П.

v  Хуторской А.В., В.В. Краевский: Метапредметная деятельность не может быть оторвана от предметной деятельности , Метапредмет есть предметно оформленная связка образовательных объектов и связанных с ними проблем.

В нашем проекте учебная и внеучебная деятельность рассматриваются комплексно, также неразрывно и широко мы понимаем и метапредметность в образовании.  В передовом опыте педагогического коллектива детально отработана технология метапредметного образования как общеучебных умений в рамках системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Кроме того, детско-родительские сообщества будут действовать в пространстве метапредметности как интеграции научных направлений при изучении объектов окружающего мира.

Психолого-педагогическое обоснование проекта также строится на понимании ключевых идей выдающихся российских педагогов, рассматривавших детско-родительское семейное взаимодействие как важнейшее требование деятельности российской школы, включая К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, семьи Е.и Б. Никитиных и др.

На современном этапе проектное образование, идея которого была обоснована в трудах Д.Дьюи, в начале 21 века является перспективным направлением развития мирового образования. В уже новом информационном сообществе идеи Дьюи, сто лет назад не получившие достойной оценки в российской педагогике, приобретают новое актуальное звучание в контексте реформирования действующей традиционной школы и ухода от линейного «рамочного» образования.

Интересен для нас и опыт школы Салмана Хана, столь популярной ныне во всем мире, где освоение серьезной темы из программного школьного материала осуществляется без труда в виде просмотра короткого ролика, поскольку длительные объяснения значительно утомляют современных детей. Популярность данного опыта позволяет нам предположить, что подобные ролики с применением интересного наглядного материала, сопровождаемые детским объяснением и комментарием, будут интересны детям, как с позиции познания, так и созидания.

 

Описание школьного уклада

Образовательный процесс осуществляется в русле действующей концепции методологической школы В.Е. Степановой, к.филос наук, раскрытой в идее «Саха оскуолата», прошедшей апробацию в ЯГНГ и Айыы кыьата, но в настоящее время углубленно и в полной мере реализуемой коллективом начальной школы-лаборатории под руководством автора.

Содержание проектной работы заключается в усилении метапредметности школьного образования посредством внедрения изменений в учебный и внеучебный процесс начальной школы (технологии концепции Бэйэни куруолэнии), расширение образовательной программы  путем организации детско-родительского взаимодействия в направлении познания посредством созидания образовательных мини роликов для детей на серьезные научные темы . Таким образом,  создано образовательное пространство школы, где целостно видится развитие младшего школьника, где урочная деятельность ребенка тесно сплетена с внеурочной деятельностью , в том числе в рамках свободного досуга детей. То есть организованная среда частично проникает в неорганизованную среду ребенка, но по его собственному выбору.

Действующая концепция школы «Бэйэни куруолэнии» ориентирована на самоопределение ребенка как представителя своего этноса, как гражданина своей Родины и творца собственной жизни. В соответствии с концепцией в школе разработана методология проведения уроков как создания пространства мыследеятельности, где создаются условия для раскрытия возможностей максимального развития метапредметных результатов детей. Коллективом разработан собственный инструментарий оценки метапредметных результатов младших школьников.

Внеурочная деятельность в НШЛ тоже сегодня представлена широким спектром кружков  по разным направлениям, которые в целом мало отличаются от других современных начальных  школ. Но особенностью образовательной программы школы , как нам видится, является внедрение во внеурочную деятельность направлений детско-родительского образовательного форсайт-центра.

Деятельность  форсайт-центра  имеет своей целью уход от традиционных предметных кружков под руководством ученых, уход от традиционного натаскивания к научно-практическим конференциям. Но дальней целью , несомненно, имеет успешность участия детей в подобных конкурсах. Деятельность форсайт-центра  начинается с интересных , разработанных в рамках технологии нового направления в педагогике — игропедагогики — «встреч с наукой» для младших школьников. Это партнерство учителей, детей и родителей в условиях научного пространства университета как результат взаимного творчества и инициативы. Промежуточными результатами проекта является участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях учащихся различного уровня. Познавательная исследовательская деятельность рассматривается не только как общая цель взаимодействия, но  как элемент сопровождения  учебной деятельности детей.

Минимум 3 раза в год проводятся познавательные сессии с демонстрацией мини детских роликов по фундаментальным объектам мира «Человек», «Вода», «Время» и др. Вокруг этого тематического объекта определяются познавательные темы роликов с позиции разных наук или искусства. Любой ребенок исходя из близкого ему научного направления может рассмотреть данный объект. Сопоставление всех роликов позволяет получить целостное представление о данном понятии или объекте. Лучшие произведения могут быть размещены на нашем канале «Школа Сэргэлээх».

Спецификой деятельности форсайт-центра также является медико-психолого-педагогическое сопровождение детей, поскольку ни в одной школе сегодня не проводятся комплексное исследование состояния ребенка и его влияния на освоение им образовательной программы. Такое сопровождение  будет способствовать предупреждению утомления и перегрузки детей, учета их состояния здоровья,  учета  естественной биоритмической организации  организма детей в процессе реализации проекта. Кроме того, проведенная диагностика задатков и способностей может помочь в определении не одного, а спектра интересных для младшего школьника направлений встреч с наукой, социальных проб себя в каждом направлении.

 

Содержание образования Описание способа (механизма) реализации проекта:

 

Как уже отметили выше,  сформированные в учебной деятельности метапредметные умения детей переносятся в сферу внеурочной и свободной досуговой деятельности младших школьников.

Так, действующая авторская концепция начальной школы ориентирует участников образовательного процесса на 3 компонента:

— Образовательно-рефлексивное пространство (там формируются аутентичные компетенции – рефлексия и пр. обернуть ребенка  на себя и пр.)

— Социально-практическое (жизненные компетенции)

— Образовательное пространство формального предметного  образования  (предметные и метапредметные компетенции)

Таким образом, можно отметить, что в образовательном процессе школы первостепенное значение уделяется именно формированию у субъектов образовательного процесса аутентичных компетенций, предполагающей рефлексию не в обычном понимании, а в широком значении как основополагающего инструментария для развития самооценки, самоуверенности, самоконтроля.

Приоритетные направления деятельности школы «Бэйэни күрүөлэнии» — «Уһуйуу-Уһуйуллуу».

1 направление: создание ценностных ориентаций, где приоритетом является культ человека/этноса – личности/индивидуальности, культ саморазвития, культ творчества и поиска как условие для сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья;

2 направление:  переориентирование школы знания на Школу взросления, имеющей особый    дух среды, исходящие из особенностей возрастного развития, укоренностью школы в собственные этнические корни и открытостью перед большим образовательным пространством «Республика Саха—Россия-мир»;

3 направление: повышение педагогической культуры родителей школы как главных «Уһуйааччы» в очеловечивании среды развития;

4 направление: «выращивание» инновационного потенциала педколлектива – быть Уһуйааччы: проектировать и моделировать идеи и подходы в практических формах деятельности;

5 направление: признание в деятельности педколлектива действия методологических принципов проектирования образовательных систем школы;

6 направление: выполнение социального заказа на качество образовательных услуг.

 

В действующей концепции школы определена важность повышения педагогической культуры родителей, разделение ими ответственности за образовательные результаты своего ребенка и принятие роли главных Уhуйааччы.

Здесь начинается пространство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса

С целью детализации механизма организации проектного образования в  новой форме детско-родительского сотрудничества приведем ниже схемы вариантов организации:

 

Традиционный подход в развитии ребенка – это триада:

учитель- ученик- родитель

Причем родитель и учитель выступают как наставники, знающие и компетентные, иногда только учитель как руководитель работы триады.

 

В нашем проекте мы видим сотрудничество, где в группе количество участников может быть любым:

учитель – родитель – ученик – студент(тьютор) — другой родитель,

родитель – ученик- ученик- студент; и пр.

причем все они являются исследователями, которые не столь наставники, сколько  соисполнители проекта. Причем такие группы могут быть как в одном направлении науки, так и междисциплинарные, что значительно повышает метапредметность результатов. Совместный интерес к получению результата в виде познавательного научно ориентированного ролика может стимулировать участников к развитию у них общеучебных метапредметных умений.

Таким образом, создаются условия для нового направления образования – случайного открытого образования детей, что сегодня  является наиболее востребованным в образовательной практике современной школы, поскольку преодолевается изолированность как научных направлений, так и самого школьного образования от реалий современной науки, обучение становится  жизненным и реально практикоориентированным.

Особенности метапредметного проектного образования:

— Нелинейное вариативное индивидуальное развитие каждого ученика в зависимости от развития его интересов и способностей, возможность актуального «случайного» образования

— Расширение программного учебного материала за счет проектного образования во внеучебной деятельности

— Обогащенная развивающими мероприятиями образовательная среда как условие осмысления ребенком своих склонностей и желаний, предпочитаемых видов деятельности

— Интересные, разработанные в рамках технологии нового направления в педагогике — игропедагогики, — «встречи с наукой» для младших школьников.

— партнерство учителей, детей и родителей в условиях научного пространства университета как результат взаимного творчества и инициативы.

— Промежуточными результатами проекта является участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях учащихся различного уровня.

— Исследовательская деятельность рассматривается не только как общая цель взаимодействия, но и как элемент сопровождения  учебной деятельности детей.

— Предупреждение утомления и перегрузки детей, учета их состояния здоровья,  учета  естественной биоритмической организации  организма детей в процессе реализации проекта.

 

ü

Этапы реализации проекта
Дорожная карта реализации проекта Сроки Ожидаемый результат Нормативный документ (при наличии)
1 этап:

Организационный 

2017- 2018 уч.год    
Задача 1 2017-2018 Создание  открытого пространства  метапредметного образования всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей и учителей;  
Мероприятие 1 2017 г.

 

Создание ВТК из числа родителей и учителей по идее проекта Оформленный текст проекта
Мероприятие 2 2018 г. Разработка нормативных локальных актов по организации форсайт-центра НШЛ Положение о форсайт-центре НШЛ,

Методические рекомендации по подготовке образовательных роликов (правила поведения в сети, соблюдение авторских прав и пр.), документы согласования использования персональных данных, согласий родителей на обследование детей и пр.

Мероприятие 3 2018 г. Разработка плана организации познавательных сессий учащихся в период эксперимента План-программа деятельности НШЛ
Задача 2 2018 г. Разработка и апробация комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом влияния различных факторов на успешность освоения образовательной программы учащимися; Инструментарий обследования
Мероприятие 1 2018 г. Разработка содержания программы медицинского обследования детей, программа использования полученных данных Программа медицинского обследования младших школьников
Мероприятие 2 2018 г. Разработка содержания программы психолого-педагогического обследования детей Программа психолого-педагогического обследования
Мероприятие 3 2018 г. Разработка сайта НШЛ и разработка личных кабинетов для ознакомления с результатами обследования детей Сайт НШЛ
Задача 3. 2018 г. Создание образовательного интернет-канала «Школа Сэргэлээх» для младших школьников как средства метапредметного образования в открытом доступе  
Мероприятие 1 2018 г. Проведение познавательных сессий учащихся и наполнение контента образовательного канала детьми Инструкция к подготовке образовательного ролика
Мероприятие 2 2019 г. Распространение образовательного канала НШЛ по республике и привлечение других детей в метапредметное образование
Задача 4. 2018-2019 г. разработка технологии деятельности временных творческих коллективов детей и взрослых в процессе подготовки образовательного продукта, в том числе проектирование технологий игропедагога и тьютора;  
Мероприятие 1 2018 г. Разработка технологии тьюторского сопровождения младших школьников в процессе реализации индивидуальной траектории на основе  комплексного исследования Подготовка индивидуальных маршрутов младших школьников , задействованных в эксперименте
Мероприятие 2 2018 -2019 Разработка авторских программ и планов комплекса занятий в рамках игропедагогики Программы и планы занятий
Задача 5 2019 г. разработка механизма взаимной экспертизы детьми как потребителями познавательных роликов и исследований младших школьников;

 

 
Мероприятие 1 2019 г. Апробация проведения взаимной экспертизы познавательных роликов на образовательном канале в технологии критического мышления Методический алогоритм проведения  взаимной экспертизы детьми
Задача 6 2020 г. определение и утверждение единых критериев оценки детских работ, организация школы эксперта детских работ;  
Мероприятие 1

 

 

2020 г. Разработка единых критериев оценки детских работ Положение о критериях оценки познавательных роликов и исследований детей младшего школьного возраста с позиции метапредметной педагогики
Мероприятие 2 2020 г. Апробация критериев на НПК и познавательных сессиях  
Мероприятие 3 2020 г. Разработка положения о Школе эксперта детских работ по направлениям и программы ее работы Положение и программа работы Школы Эксперта детских работ
Задача 7. 2018-2020 гг. освещение деятельности форсайт-центра НШЛ на уровне республики и распространение передового опыта педагогического коллектива по технологии достижения метапредметных результатов  
Мероприятие 1   Разработка плана освещения деятельности НШЛ на уровне муниципалитета и республики, России План освещения деятельности формайт-центра НШЛ
Мероприятие 2   Проведение мероприятий согласно утвержденному плану  
Предполагаемые результаты 1.      Создание пространства метапредметного образования младших школьников на базе республиканского центра НШЛ в виде открытого канала детских познавательных роликов, экспертируемого самими детьми;

2.      разработка инструментария и содержания медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного маршрута младших школьников в условиях реализации проекта;

3.      развитие метапредметных образовательных результатов  младших школьников (мотивации, познавательного интереса, риторики, ИКТ-компетенции, планирования, творческого проектирования, прогнозирования результата и пр.);

4.      повышение интереса детей к исследовательской деятельности, повышение истинного детского интереса к своей работе и в отличие от конкуренции детей в НПК, при этом возможность отбора интересных проектов для участия в конкурсах;

  1. разработка критериев оценки исследовательских работ младших школьников, рекомендации сертификации действующих экспертов на ступени начального образования;
  2. повышение педагогической культуры родителей и их активизация в образовании детей;
  3. воспитание культуры поведения в пространстве социальных сетей у детей

 

Критерии оценки предполагаемых результатов 1.      Повышение качества предметных и  метапредметных образовательных результатов младших школьников НШЛ

2.      Динамика развития познавательного интереса, мотивации младших школьников

3.      Повышение педагогической культуры родителей и их активности во взаимодействии со школой

4.      Повышение уровня исследовательских навыков младших школьников, результативности участия в конференциях и олимпиадах

5.      Усиление взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности младших школьников

6.      Увеличение количества детских познавательных роликов  на образовательном канале, его популярность в соцсетях

7.      Степень участия младших школьников из других школ в данном проекте

8.      Творческий настрой педагогов и учащихся в образовательном процессе

Кадровое обеспечение В школе работает творческий компетентный педагогический коллектив , способный реализовать идею проекта . Всего в школе:
учащихся – 143, учителей – 7;
из них с высшим УПД — 5;
• отличников образования РС(Я) – 3;
• отличников народного просвещения РФ – 1;
• почетных работников общего образования РФ – 1;
• заслуженных учителей РС (Я) -1;

 

Консультантами будут выступать по отдельным детским проектам общественные эксперты –ученые СВФУ –родители по следующим областям:

ü    Математика и информатика (Павлов С.С., к.ф-м.н.)

ü    Физика и техника (Шадринов, Винокуров А.А., к.т.н.)

ü    Экология (Николаев А.А., к.б.н.)

ü    Палеонтология  (Григорьев С.Е.)

ü    История и краеведение (Антонов Е.П., к.и.н.)

ü    Языки и литература (Илларионова Т.В.к.ф.н, Дьячковская В.Г. )

ü    Культура, мода и дизайн (Романова М.Н., к.п.н.)

ü    Науки о человеке ( Винокурова С.П., к.мед.н и др.)

ü    Науки о Земле  (Николаев П.Н., к.п.н.)

ü    и др.

 

Финансовое обеспечение 2018 г. – Организационный этап.

Расходные материалы на сумму – 2 000 р.

Картриджи – 5 тыс.

Открытие канала и обеспечение связи с интернет – 30 000 р.

  2019 г. – Внедренческий этап  —

Обеспечение связи с интернет – 30 000 р.

Расходные материалы на проведение мероприятий по программе – 10 000 руб.

  2020 г. – Итоговый аналитический этап –

Обеспечение связи с интернет – 30 000 р.

Расходные материалы на проведение мероприятий по программе –  15 000 руб.

Добавить комментарий