ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОБУ ЯГНГ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОБУ ЯГНГ

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ

 

Пояснительная записка

 

Цель профилактической работы — формирование у обучающихся психологической культуры, законопослушного поведения и приоритетов здорового образа жизни (ЗОЖ).

Превентивная работа по формированию психологической культуры и культуры здоровья  является в гимназии приоритетным направлением деятельности всего коллектива. В Программе развития ЯГНГ «Социально-педагогическая деятельность гимназии по укреплению здоровья детей» на 2006-2007 гг. (конкурсная работа под руководством замдиректора по НМР Винокуровой М.В.) заложены  следующие гуманистические основополагающие принципы, которыми руководствуется коллектив:

  1. Здоровый ребенок – основа процветания Республики Саха (Якутия);
  2. Поощрение здорового образа жизни и психолого-педагогическая поддержка духовно-нравственного здоровья, благополучия в семьях через гимназическую программу развития «Социально-педагогическая деятельность по укреплению здоровья детей»;
  3. «Здоровье человека – это не дар Божий, а упорная каждодневная работа»

(Г. Онищенко, Главный санитарный врач России);

  1. «Каждая семья – самая большая моральная ценность, потому что в семье формируется здоровый образ жизни» (Лео Бокерия, председатель Форума, президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»).

Совместные мероприятия, проводимые педагогом, обучаемым и его родителем (законным представителем), общественно-родительским советом, согласно вышеуказанному документу, направлены на реализацию программы:

— взаимодействие (система деятельности);

— общение – взаимообогащение;

— строительство позитивной «Я»-концепции: ребенка, педагога, родителя;

— самореализация «Я»-концепции: ребенка, педагога, родителя.

 

Исходя из этого деятельность по первичной профилактике в «Комплексной программе системы ранней профилактики отклоняющегося поведения обучающихся ЯГНГ» имеет системный характер и осуществляется комплексно в виде профилактических программ, реализуемых в гимназии.

В соответствии с этим поставлены задачи по предотвращению:

  • безнадзорности и правонарушений,
  • самовольных уходов из дома,
  • аддиктивного поведения,
  • аутоагрессии,
  • злоупотребления ПАВ,
  • ранней беременности несовершеннолетних,
  • жестокого обращения с детьми и подростками.

Основные целевые группы, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия,  — несовершеннолетние учащиеся, педагоги, члены семей  несовершеннолетних, в т. ч. дети, состоящие на ВШУ, и дети группы риска по различным показаниям. При необходимости задействуются также значимые лица  несовершеннолетних (ЗЛ).

 

Для реализации программы используются различные  формы и методы работы:

  • массовые – лекции, семинары, уроки и др.;
  • групповые – занятия с элементами тренинга, лекции, беседы, тео­ретические семинары, семинары-практикумы,проектная деятельность,   диагностика, элементы психотерапевтических техник: сказкотерапии, арт-терапии, релаксации;
  • индивидуальные – консультации, беседы, диагностика, элементы психотерапевтических техник: сказкотерапии, арт-терапии, релаксации.

Работа строится по 3 видам профилактики:

  • универсальная профилактика,
  • избирательная,
  • профилактика по показаниям.

 

Универсальная Избирательная По показаниям
Задача — предупредить/отсрочить начало негативных проявлений, формирование приоритетов ЗОЖ Задача — предупредить/отсрочить начало негативных проявлений, формирование приоритетов ЗОЖ Задача — сдержать развитие неблагоприятных факторов и возможных ассоциированных  с ними состояний, формирование приоритетов ЗОЖ
Цель профилактики — весь коллектив Цель профилактики — группа риска по различным показаниям в целом Цель профилактики — лица, обнаруживающие первые признаки негативных проявлений и связанные с этим проблемы
Все участники имеют единый комплекс факторов риска, индивидуальные факторы риска не оцениваются Группа выделяется на основе определенных характеристик, факторов, которые существенно повышают риск аддикций Участники индивидуально тестируются

 

Концептуальная основа профилактической работы

За концептуальную основу профилактической работы в гимназии взяли учение Айыы народа саха (в предметах якутского языка и литературы, культуры народов РС (Я) и др.),  в котором провозглашается воспитание и обучение детей на родном языке как носителе духовного богатства народа, а также уделяется особое внимание воспитанию воли к жизни, как одной из главных утерянных северными якутами качеств личности (из диссертации  Г. С. Поповой).

При разработке  программы  использованы госстандарт первичной профилактики и иные нормативные документы в области здоровьесбережения.

 

Принципы реализации программы:

  • принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста — на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
  • принцип гуманистической направленности — предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
  • принцип превентивности — обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
  • принцип комплексности — подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении проблемы профилактики  среди несовершеннолетних;
  • принцип «на стороне ребенка» — во главу угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия— обуславливают совместную деятельность субъектов  сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программы;
  • принцип рациональности — лежит в основе использования форм и методов взаимодействия с  обучающимися и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

 

 

 

 

Деятельность по первичной профилактике

Универсальная профилактика

 

Целевая группа — педагоги и специалисты гимназии

 

Комплекс мероприятий профилактического стандарта Тип воздействия Результат
1 Просвещение (в т.ч. через привлеченных специалистов) Консультирование по вопросам инд. работы с подростками, родителями, ЗЛ; изучение передовых

эффективных технологий профилактической работы,  в т. ч. информирование через стендовую информацию, «Психологическую страничку» на сайте гимназии

Формирование компетентности,   грамотных отношений и установок у педагогов и специалистов, формирование позиции активных проектантов профилактических программ
2 Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде:

— профилактическая работа с учащимися в рамках предметно-тематических уроков (уроки сүө, литература, ЯНК, биология, химия, физическое воспитание, ритмика,  ОБЖ, психология (Уйул5а) и др.);

— профилактическая работа с учащимися, родителями во внеурочное время

Разработка профилактических мероприятий в рамках учебного предмета;

освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями, ЗЛ

Формирование методического и технологического комплекса;

Формирование актива из числа педколлектива;

включение профилактических тем в предметное и внеурочное образование; руководство НИР учащихся по темам  здоровьесбережения

3 Разработка комплексной проектно- организованной программы профилактической деятельности в образовательном учреждении Проектирование социального партнерства, социально-значимых проектов, разработка воспитательной программы по первичной профилактике Реализация культурного потенциала в профилактической работе, формирование актива, системы позитивных ценностных и целевых ориентиров в профессиональной общности; создание безопасной среды
4 Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики Изменение установок и выработка профессиональной позиции к проблеме профилактики. Формирование профессиональных целей и задач профилактической Де Концепция и программа, определяющая цели и задачи профилактической работы
5 Формирование актива Выявление, формирование и подготовка актива- команды проектантов

 

Наличие актива из числа успешных участников программы, вовлечение актива педколлектива в профилактическую работу

 

Целевая группа — обучающиеся

 

Комплекс мероприятий Тип воздействия Результат
1 Просвещение  через уроки, специальные вставки в учебные дисциплины

— в рамках предметно-тематических уроков (уроки сүө в начальном звене, литература, якутский язык и литература, культура народов РС (Я),   биология, химия, физическое воспитание, ритмика,  ОБЖ, психология и др.);

— профилактическая работа с учащимися, их семьями во внеурочное время

Формирование общих знаний, отношений и установок (о самих себе, окружающих), специальных знаний, отношений и установок (об отклоняющемся (в т.ч. аутоагрессивном) поведении, о ПАВ)

 

Знания о личностной идентичности, собственных потребностях и потребностях значимых других лиц; знания о ПАВ, нейтральное /отрицательное отношение к аддикции, в т.ч. аутоагрессии, к ПАВ, формирование приоритетов ЗОЖ
2 Цикл занятий с элементами тренинга Тренинг решения проблем

Тренинг преодоления конфликтной ситуации

Тренинг психической саморегуляции

Тренинг

«Умей сказать «Нет!»»

Тренинг психической саморегуляции и др. занятия с элементами тренинга

Способность оптимальным способом удовлетворять собственные потребности и преодолеть препятствия, успешно решать возникающие проблемы;

способность эффективно взаимодействовать с окружением; способность противостоять внешнему давлению;

способность контролировать свое поведение;

выработка психологических умений и жизненных навыков (сатабыл)

3 Определение степени вовлеченности контингента в проблему злоупотребления ПАВ как фактору, запускающему отклоняющееся (в т.ч. аутоагрессивное) поведение Выявление групп повышенного риска, нуждающихся в помощи Наличие уточненного контингента, которому оказана помощь
4 Формирование актива Выявление, формирование, подготовка актива Наличие актива из числа успешных участников программы, способных участвовать в профилактических воздействиях
5 Мониторинг и оценка эффективности программной профилактической деятельности Анкетирование Наличие сведений о ситуации с употреблением ПАВ в целевой группе и овладении содержанием профилактической программы

 

Целевая группа — родители (законные представители), члены семей обучающихся

 

Профилактическая работа дифференцирована в зависимости от степени вовлеченности несовершеннолетнего в ту или иную проблему. В любом случае отталкиваемся оттого, что злоупотребление ПАВ является первой ступенькой отклоняющегося, и стало быть, потенциально  аутоагрессивного поведения, потому требует пристального внимания специалистов.

В частности,  деятельность педколлектива по профилактике злоупотребления ПАВ имеет несколько  уровней:

первый  уровень первичной антинаркотической работы — профилактическая деятельность

до столкновения ребенка  с ПАВ,

второй  уровень — предупреждение вовлечения в прием ПАВ детей из групп повышенного риска,

третий  уровень — поддержка семьи, в случае, если ребенок начал употреблять ПАВ,

четвертый  уровень — помощь семье в случае, если ребенок-член семьи — в стадии реабилитации после лечения по поводу зависимости от ПАВ.

 

Комплекс мероприятий Тип воздействия Результат
1 Формирование неспецифических знаний, отношений, установок Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах) Повышение уровня воспитательного потенциала в целях формирования у детей в семье позитивного ценностного отношения к жизни ив решении возникающих личностных проблем
2 Формирование специфических знаний, отношений, установок Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, асоциальных семьях и их проблемах) Знания о ПАВ, ранних признаках употребления, о собственных семейных проблемах, о проблемах таких семей. Выявление и учет семей, нуждающихся в профилактической помощи и социально- психической поддержке; организация и сопровождение индивидуальных форм семейного консультирования
3 Волонтерская деятельность Формирование актива родителей, в т. ч. родителей из числа выпускников гимназии Формирование актива, групп «родительской поддержки»,     вовлечение родителей и иных заинтересованных лиц (студентов, выпускников и т. п.),  способных участвовать в социальных воздействиях

 

Структура программы

  1. I. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Цель профилактики — весь коллектив

Программа системы универсальной ранней профилактики обучающихся МОБУ ЯГНГ включает следующие основные формы:

  • наличие в превентивных образовательных программах для обучающихся тем по формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих появлению аддиктивных, аутоагрессивных проявлений, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде;
  • привлечение медработников, в т.ч. из числа родителей;
  • организация обучающих семинаров для учителей и родителей (законных представителей) по формам предупреждения аддиктивного и авитального поведения.

Учебные курсы,  подпрограммы и проекты, имеющие  специальные вставки по темам здоровья и направленные  на здоровьесбережение, формирование позитивного мышления, приоритетов ЗОЖ в МОБУ ЯГНГ:

  • Уроки сүө в начальном звене (с основания гимназии);
  • Учебный курс «Психология» (Уйул5а), (работа ведется системно, регулярно, с 2015-16 уч года — во всех классах гимназии — с 1 по 11 класс), цель которого формирование психологической культуры, внедрение здоровьесберегающих технологий, развитие ответственности за свое здоровье, жизнь;
  • Уроки ОБЖ (ранее Школа безопасности как модуль предмета психологии);
  • Блок гуманитарных дисциплин (русский язык и литература, якутский язык и литература, национальная культура народов РС (Я) и др.);
  • Блок естественно-научных дисциплин (физика, биология, химия);
  • Уроки физического воспитания и уроки ритмики;
  • Др. предметы.

 

  • Комплексные программы МОБУ ЯГНГ по профилактике аддиктивного поведения среди детей и подростков, по профилактике аутоагрессии и жестокого обращения с детьми:
  • Программа «Социально-педагогическая деятельность гимназии по укреплению и сохранению здоровья детей»

Целью программы является разработка модели здоровьесберегающей гимназии в условиях северного столичного города:

— формирование у учащихся адекватных способов физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности.

— развитие у детей саха навыков и умений по здоровому образу жизни.

  1. «Чөл уйулҕа – доруобуйа төрдө» («Психологическое здоровье — основа здоровья»)

Цель программы: Способствование созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, организация и реализация совместной деятельности для профилактики аддиктивного, аутоагрессивного  поведения через формирование системы ценностей, жизнестойкости, через воспитание у гимназистов ответственного и бережного отношения к своему здоровью — поведению – учебе — будущей карьере — счастливой семейной жизни — в целом, собственной жизни.

  1. «Үчүгэйиэн бу сиргэ!” («Как прекрасен этот мир!») — программа взяла начало в рамках Недели психологии ЯГНГ 2009-2010 уч.г. (до введения городской Недели психологии).

Цели и задачи програмы: формирование психологической культуры, психологической компетентности участников образовательного процесса, способствование формированию психологического комфорта, безопасности, устранение возможных барьеров в отношениях «учитель-ученик», воспитание учащихся в духе толерантности, сотрудничества, гимназического братства,  развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, пропаганда здорового образа жизни, психологическая разгрузка всего коллектива.

  1. «Новые имена» — программа для вновь прибывших учителей и специалистов

Цель: способствование адаптации в педколлективе, развитие личностных и профессионально важных качеств учителей, формирование у них навыков эффективного взаимодействия с учащимися, их родителями (законными представителями), коллегами по работе и близкими людьми.

5.«Сатабыл»

Цель: формирование универсальных навыков и умений (сатабыл), необходимых в жизни для ребенка-саха.

  1. « Преемственность»

Цель: создание условий для

— диагностики и экспертизы результатов обучения, уровня сформированности сатабыл выпускников начальной ступени образования в гимназии;

— организации преемственности всех ступеней образования в предметном содержании, технологиях обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС;

— формирования требований к личностному и профессиональному саморазвитию педагогов, вступающих в коллектив пятых классов;

— диагностики и экспертизы уровня их профессиональных сатабыл;

  1. «Сохранение и укрепление здоровья гимназистов МОБУ ЯГНГ» (в основу легла конкурсная работа кафедры естественно-научных дисциплин и здоровьесберегающих технологий, завоевавшая Диплом 1 степени Лауреата Национальной премии в области образования «Элита Российского образования», победитель в номинации «Культура физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья детей-2014»)

Цель: создание условий для формирования осознанного отношения гимназистов к собственному здоровью и экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  1. «Адаптация»

Цель:  сохранение психологического здоровья учащихся 1, 5, 10 классов и вновь прибывших детей через повышение адаптивных возможностей в ходе специально организованной деятельности;

  1. «Безопасная среда»

Цель:              предупреждение террористических актов и обеспечение безопасности педагогов и учащихся, профилактика пожарной безопасности, дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения,  контроль за соблюдением условий охраны труда, здоровья работающих и детей.

Психологическая служба гимназии

в своей деятельности руководствуется Едиными стандартами организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и  деятельности  педагогов-психологов ОУ г. Якутска в условиях реализации ФГОС,  приказ № _01-10/664_от «_29_» _декабря_ 2012_ г.

  • Основные программы психологического сопровождения
  1. Психологическая безопасность (программа разработана как продолжение программы «Психологическое здоровье» с целью совершенствования системы профилактики деструктивного поведения среди обучающихся. За основу программы взято пособие Мирошниченко Т.А. «Организация деятельности по формированию стрессоустойчивости у учащихся. 1-11 классы»)

Цель: формирование стрессоустойчивости у обучающихся, закладка конструктивного поведения как центрального навыка профилактического обучения;

  1. Сопровождение ГИА (Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ)

Цель программы: психологическая подготовка выпускников к сдаче ГИА; оказание гимназистам 9, 11 классов и их родителям (законным представителям), учителям выпускных классов психолого-педагогической поддержки в период подготовки и во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

  • Проекты, переросшие в программы:
  • «Центр профессионального самоопределения как ресурс успешной социализации выпускников гимназии (в условиях столицы)» (проекту присвоен статус экспериментальной площадки). Автор и руководитель проекта – Луговая Л.А.

Цель: Содействие профессиональному самоопределению гимназистов.

На данном этапе проект развернут в программу «Профориентация».

  • «Реализация индивидуальной образовательной траектории учащегося в условиях интеграции образовательных ресурсов ЯГНГ и СВФУ»  (участие в российском конкурсе, защита проекта удостоены Диплома, Гранта «Лучшая школа СВФУ-2011», гимназии присвоен статус ресурсной школы СВФУ). Автор и руководитель проектной группы – Луговая Л.А.

Цель: Профессиональное самоопределение одаренных детей и детей с высокой мотивацией.

Проект получил продолжение в форме «Профессорской школы» и работы лаборатории робототехники.

Помимо преподавания курса  психологии и профилактической деятельности по программам и проектам социально-психологическая служба гимназии:

— проводит диагностическую, тренинговую, коррекционно-развивающую работу с детьми в закрепленных классных коллективах,

— работает  над повышением родительской эффективности, участвуя в проведении родительских собраний, проводя тренинги для родителей (законных представителей),

— ведет  работу по повышению психологической компетентности педколлектива, по внедрению психологии гуманистической педагогики,  по профилактике депрессии и профвыгорания,

— осуществляет прием на индивидуальные и групповые консультации,

— информирует о детских телефонах доверия, телефоне Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я),

— сообщает о психологических службах города и республики,

— 2 раза в год организует мероприятия «Месячника психологического здоровья» (“Чөл уйулҕаҕа анаммыт ый”) по профилактике аутоагрессии среди несовершеннолетних.

— разрабатывает памятки и рекомендации для всех участников образовательного процесса.

 

                        Основные программы по воспитанию и социализации,

дополнительному образованию, внеурочной деятельности

  • Программа воспитания и социализации обучающихся МОБУ ЯГНГ,
  • программа дополнительного образования «Путь к успеху»,
  • социальная программа Саха КВН «Тэбэнэт»,
  • культурно-образовательная программа «Театр и мы»,
  • воспитательная программа «Лидер»,
  • спортивно-танцевальный клуб «Надежда», кружки и секции различной направленности, с учетом национальных особенностей и предпочтений.

Проекты социальной направленности:

Детский музейный центр, научное общество гимназистов «КВАРК», Школа лидеров, Совет старшеклассников, литературно-музыкальный салон,  летние лагеря, экспедиции (на байдарках и т.п.).

В  каждом классе гимназии имеется общее коллективное дело, реализуются социально-значимые экологические проекты «Отходы — в доходы», «Экосумка», музей «Дедушкина награда» и др.

Классные часы

Для классных руководителей рекомендовано проведение  классных часов на темы ценности жизни, толерантности, а также блок тем «Здоровье» по программе цикла «Полезные привычки» для начальной ступени, «Полезные навыки» для средней ступени и «Полезный выбор» — для старшей.

Цель: формирование культуры здоровья, социальных навыков, навыков ЗОЖ, преодоление конфликтных ситуаций.

Информационная поддержка Центра-медиатеки гимназии

В целях универсальной профилактики большую помощь оказывает Информационный Центр-медиатека гимназии. В частности, в рамках мероприятий МПЗ и Недели психологии дважды в год специалисты медиатеки организуют выставку жизнеутверждающей литературы, выставку по правам и обязанностям школьника, по здоровьесбережению и т. п.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

Стендовая информация и через проектор о правах и обязанностях детей, пропаганда правовых знаний среди несовершеннолетних, родителей (законных представителей).

Школьная служба примирения

В 2015 года в гимназии создана Школьная служба примирения, целью которой является социально-психологическая помощь всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся. 11 учащихся старшей ступени, которых выбрали дети путем анкетирования и согласования кандидатур на Совете старшеклассников, во   главе с руководителем начинают свою  работу. В плане — прохождение обучающего цикла «равные — равным», визит в школы, с успешным опытом работы  Службы примирения.

 

Использование ресурса выпускников гимназии

Традицией гимназии стало привлечение ребят-активистов из числа выпускников по работе с гимназистами (встречи по профориентации, товарищеские спортивные мероприятия, обучение детей-лидеров из Совета старшеклассников, помощь Школе лидеров, КВН и др.).

Использование ресурса родителей гимназии

В комплексной профилактической работе с гимназистами опираемся на возможности родителей (законных представителей), они являются активными соорганизаторами и участниками различных проектов, мероприятий.

Стендовая информация

Просветительская деятельность также осуществляется через фотостенды и информационные стенды в кабинетах, в коридорах, где периодически сменяются рекомендации по ЗОЖ,  советы ученых по снятию напряжения, стрессовых состояний, различные буклеты, дается информация о психологических телефонах доверия и телефонах доверия различных служб города и республики.

 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  • безнадзорности и правонарушений,
  • самовольных уходов из дома,
  • аддиктивного поведения,
  • аутоагрессии,
  • злоупотребления ПАВ,
  • ранней беременности несовершеннолетних,
  • жестокого обращения с детьми и подростками.

Цель профилактики — группа риска по различным показаниям в целом.

Избирательная профилактика относится ко второму уровню деятельности педколлектива по предупреждению неуспеваемости, аддиктивного и аутоагрессивного поведения  детей из групп повышенного риска, включает в себя:

  • работу с семьями группы риска, включая случаи семейного консультирования, вмешательства со стороны службы социально-психологической помощи, инспектора ПДН и др.;
  • работа школьного медика;
  • привлечение приглашенных специалистов.

Основные формы реализации работы:

  • семинары, родсобрания для родителей, тематика которых ориентирована на овладение родителями положений о путях преодоления внутрисемейных проблем и др.;
  • приглашение на индивидуальную консультацию психолога;
  • информирование о психологических центрах, телефонах доверия и т. п.;
  • организация родителей, подбор из их числа готовых участвовать в различных проектах, мероприятиях, проводимых в целом в гимназии и в т.ч. направленных на определенные классные коллективы.

В плане — оказание социальной поддержки  семьям с детьми ГР группой родительской поддержки.

Помимо детей, состоящих на ВШУ, психологической службой гимназии выделяются  отдельные группы детей, взятые на сопровождение как нуждающиеся в  дополнительной социально-педагогической поддержке, коррекционной работе, индивидуальном психолого-педагогическом подходе:

  • по медпоказаниям,
  • из приемной/опекунской семьи,
  • вновь прибывшие,
  • по угрозе неаттестации, «2» в четверти,
  • с утратой близких,
  • по результатам психодиагностических исследований.

(С учетом возможностей психологической службы категория детей может расширяться: одаренные дети, дети-лидеры, изолированные дети, выпускники-медалисты, с угрозой аутоагрессии и т.п.).

Дети-лидеры «Совета старшеклассников» на старшей ступени и «Единого детского движения» в среднем звене работают под непосредственным руководством своих педагогов-организаторов. При необходимости они тоже сами активно подключаются по работе с детьми ГР. В период предвыборной кампании на пост президента гимназии психологом старшей ступени проводится тренинговая работа, организуется психологическое сопровождение кандидатов.

Детей-спортсменов, одаренных детей (в т.ч. детей-медалистов) сопровождает психологическая служба наряду с учителями-предметниками и классным руководителем (в отдельных случаях работа распространяется и на родителей детей). С ними проводятся индивидуальные консультации, настрои перед участием детей в ответственных соревнованиях, олимпиадах, НПК, в период подготовки и сдачи ЕГЭ и т. п.

По предупреждению ранней беременности в поле зрения попадают девушки старшей ступени, с ними проводится специализированная профилактическая работа специалистов.

Детям с утратой близких организуется кризисное вмешательство, оказывается психологическая помощь и поддержка, при необходимости  — работа с семьей, значимыми близкими ребенка.

Работу классных руководителей и коллектива  по избирательной профилактике, в основном, регулируют Совет профилактики, Общественный пост формирования ЗОЖ, социально-психологическая служба гимназии во главе с директором и замдиректора гимназии по УВР.

Каждый классный и родительский коллектив во главе с классным руководителем самостоятельно выбирают траекторию воспитательной работы с детьми.

Так, к примеру, некоторые классные руководители  организуют для детей своего класса занятия по робототехнике, а  другие работают совместно с Республиканским детским центром «Кэскил»  по проведению систематических занятий по дополнительной образовательной программе «Знать и соблюдать законы страны» или с Ассоциацией молодых исследователей-ученых.

В помощь классному руководителю в работе с детьми ГР помимо профессиональной помощи специалистов — психологов и соцпедагога, с целью создания ситуации успеха к отдельным  детям   дополнительно прикрепляются учителя-предметники и иные работники гимназии.

Система раннего выявления семей группы риска и раннего оказания помощи семье  обеспечивает профилактику детского, а иногда через ребенка — и семейного неблагополучия.

Под пристальным вниманием специалистов гимназии — опекунские семьи, которые своевременно стараются оказывать консультативную и методическую помощь в укреплении семьи, разрешении проблем, в воспитании детей, при необходимости направляем на юридическую и консультацию в Республиканскую службу сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на психологические занятия  «Школы приемных родителей».

Особое внимание классных руководителей и специалистов гимназии уделяется  предупреждению появления непринятых, изолированных детей в классном коллективе. По работе с вновь прибывшими психологическая служба руководствуется комплексной программой гимназии «Адаптация» и  рекомендованным в Единых стандартах алгоритмом работы по Программе  по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся, в свою очередь, классный руководитель организует деятельность по скорейшему включению ребенка в коллектив класса, по успешному прохождению процесса адаптации,  по толерантному  отношению к любому человеку.

Данная программа нацелена на более успешную адаптацию учащихся, начинающих свое обучение в новом ОУ; на предупреждение дезадаптации обучающегося, возникновения конфликтов в ученическом коллективе, неблагоприятного социально-психологического климата. В реализации программы участвуют классные руководители, учителя-предметники, работающие с данными классами, социально-психологическая и медицинская службы, родители, администрация.

Цель: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся (в условиях гимназии в т.ч. детей-иностранцев) к особенностям образовательной среды гимназии, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.

III. ПРОФИЛАКТИКА ПО ПОКАЗАНИЯМ

Цель профилактики — лица, обнаруживающие первые признаки негативных проявлений и связанные с этим проблемы.

На третьем уровне профилактической работы — поддержка семьи, когда ребенок проявляет  аддиктивное или аутоагрессивное поведение; оказание помощи, работа с семьей в случае выявления жестокого обращения с ребенком.

Формы и методы профилактической деятельности педколлектива:

  • организация форм взаимодействия гимназии с комиссией по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений и др. службы;
  • работа школьного медика (по запросу);
  • первичная профилактическая помощь семье, в случае необходимости — с привлечением медицинских специалистов (направление родителей (законных представителей) к детскому психоневрологу или психотерапевту, в медицинские организации, в т.ч. Наркодиспансер и др.);
  • работа Общественного поста формирования ЗОЖ;
  • организация первичного профилактического учета детей и подростков, с неуспеваемостью по отдельным предметам, замеченных в аддиктивном, аутоагрессивном поведении;
  • координация работы ответственных специалистов, классных руководителей внутри гимназии (Совета профилактики, Общественного поста формирования ЗОЖ);
  • консультация и координация своих действий у специалистов подразделений социальной профилактики, по вышестоящей линии (ЦПМСС, Кризисную службу и др.);
  • в отдельных случаях — совместное сопровождение ребенка и членов семьи ребенка психологической службой и специалистами Центра;
  • при необходимости — семейное консультирование по особенностям взаимоотношений с ребенком в случае, если тот находится на стадии реабилитации;
  • психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
  • формирование на основе добровольности групп из родителей (законных представителей), чьи дети находятся на стадии реабилитации, для оказания им психокоррекционной помощи.

 

Основные ожидаемые результаты

Проведение  профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса способствует:

—    Развитию личности несовершеннолетнего,

—  Формированию  компетентности, позитивной самоидентификации, и ценностных ориентаций, установок, исключающих аддиктивное и аутоагрессивное поведение,

—    Уменьшению числа детей группы риска (по различным показателям),

—  Выработке основных жизненных навыков (сатабыл), необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению,

— Групповому сплочению, улучшению психологического климата в классных коллективах и, в целом, в гимназии.

 

Педагог-психолог МОБУ ЯГНГ Луговая Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Защитим наших детей от наркотиков. — МО РС (Я), Респ. Центр псих.- мед.-соц. Сопровождения детей и подростков; (авт-сост. Шахурдина) — Якутск, 2004. — 36 стр.

Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 кл.: метод. Пособие/ А.В. Легкобытов, Б.И. Мишин, С.Р. Александрова. — М.: Дрофа, 2009. — 158. (2) с. — (Библиотека учителя).

Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.

Оконешникова А.П. Норуот уйулҕата — иитэр үлэ тирэҕэ/ МО РС (Я), Изд-во ИПКРО. — Якутск, 1996 г. — 176 с.

Пергаменщик Л.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие/ Л.А. Пергаменщик, Н.Л. Пузыревич. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Изд-во Гревцова, 2013. — 384с.

Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3-11 классы/А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 624 с.

Психологическая помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации: метод. рекомендации для родителей/ М-во образования РС (Я),  Респ. Центр психол.- мед.-соц. сопровождения; (сост. — Мартынова Т.Ф., Павлова Л.Е.) — Якутск, 2004. -63с.

Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практ. Руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. — М.: ТЦ Сфера, 2202. — 64с. (Серия «Практическая психология»)

Разработка региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Пакет учебно-методических материалов. — М, 2004.

Семейная профилактика наркотизма: метод. рекомендации для родителей/ М-во образования РС (Я), М-во здравоохранения РС (Я), Респ. Центр психол.- мед.-соц. сопровождения, Респ. наркол. диспансер, регион. стажир. площадка; (сост. А.Ю. Костина и др.) — Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2011. — 64 с.

Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния учащихся в общеобразовательных учреждениях РС (Я)/Методические рекомендации. — Красноярск, 2013 г. — 40 с.

Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях РС (Я)/ метод. Рекомендации. — Красноярск, 2013 г. — 52 с.

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство образовательных учреждений РС (Я) пор профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних на 2012-2015 годы/М-во образования РС (Я), Респ. Центр психол-.- мед. — соц. сопровождения; (сост.: Р.Н. Андреев, Т.С. Алешина, С.П. Неустроева). — Якутск: Дани-Алмас, 2013. — 96 с.

Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. — Спб.: КАРО, 2006. — 176 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.:АРКТИ, 2005. — 320 с.

Универсальная (первичная) профилактика наркомании среди детей и подростков.

 

 

Добавить комментарий