Программа психологического сопровождения обучающихся МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» при подготовке к экзаменам «Сопровождение ЕГЭ, ОГЭ»

 

 Государственная итоговая аттестация радикально отличается от привычной проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к успешной сдаче экзаменов приобретает особую актуальность, особенно  в учебных заведениях, к эффективности которых предъявляются повышенные требования. Возможные трудности на этапе подготовки и сдачи экзаменов могут быть связаны, по мнению специалистов, с индивидуальными особенностями обучающихся группы риска, каждой из которых нужна своя стратегия поддержки (М.Ю. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». – М.: Генезис, 2009. – 184с. – (Психолог в школе):

инфантильные, тревожные, неуверенные дети,  «отличники» и перфекционисты, правополушарные дети, дети-синтетики, учащиеся, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации, астеничные дети, гипертимные, застревающие, дети-аудиалы и кинестетики.

Для решения данной проблемы в гимназии разработана и внедряется программа психологического сопровождения подготовки к экзаменам «Сопровождение ГИА»,  являющейся частью системной работы педколлектива по обеспечению мероприятий ГИА. Цель — психологическая подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ; оказание гимназистам и их родителям (законным представителям), учителям выпускных классов психолого-педагогической поддержки на этапе подготовки и в период сдачи экзаменов.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • Знакомство выпускников и их родителей с особенностями и процедурой ГИА, в т.ч. через сайты поддержки ЕГЭ; учет индивидуальных особенностей при подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов, отработка навыков поведения на экзамене, психотехнических навыков для снятия страхов, излишней тревожности, повышения интереса к результатам экзаменов;
  • Развитие навыков саморегуляции, с опорой на внутренние резервы, помощь в осознании ответственности за свое психологическое здоровье, повышение сопротивляемости стрессу в результате ознакомления с основными способами  психопрофилактики эмоционального напряжения,  их освоение,  возрастание уверенности в себе, в своих силах, особенно в ситуации проверки знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата;
  • Обеспечение успешности старшеклассников в преодолении ситуаций интеллектуальной напряженности (необходимость усвоения больших объемов информации в ограниченные сроки) и интеллектуальной конкуренции, помощь в овладении мнемотехническими приемами;
  • Информационное обеспечение родителей (законных представителей) для правильного выбора экзаменационных предметов детьми; для осознанного выбора учебного заведения и профессии, для осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье по оказанию помощи и поддержки в период подготовки и сдачи экзаменов, для формирования стрессоустойчивости и предотвращения эмоциональных срывов у детей,
  • Обеспечение совместных действий участников педагогического процесса в выборе образовательного маршрута, подготовке выпускников, включая детей группы риска, к  успешной сдаче экзаменов.

Системообразующим ориентиром в процессе психологической подготовки к ГИА является понятие психологической готовности выпускника, которую мы понимаем как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника в период подготовки и сдачи экзаменов.

Организация психологического сопровождения выпускников к ГИА включает в  себя 2 этапа:

  1. Подготовительный этап,
  2. Этап психологического сопровождения выпускника при подготовке к ГИА.

Программа рассчитана на проведение в течение учебного года. Включает в себя  направления психологического сопровождения, с взаимосвязанными блоками мероприятий. Приоритетным направлением является работа с гимназистами.

Направление деятельности Формы Сроки Исполнители
Работа со старшеклассниками «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ»
Подготовительный этап
1 Информирование, поддержка гимназистов Исследовательская деятельность. Пропедевтика — уроки психологии с  диагностированием, элементами тренинговых  занятий по разрешению проблем, преодолению конфликтности и др.; обучение навыкам психопрофилактики: саморегуляции, самоконтролю, коррекции неблагоприятного состояния и снятию эмоционального напряжения, реклама сайта «ЕГЭ»; организация участия в предметных СВОШ, олимпиадах центровузов;  самостоятельная проработка учащимися темы «Как подготовиться к экзаменам» в виде реферата; вручение писем поддержки, составление пожеланий выпускникам (во время Недели психологии), оформление информационного уголка по подготовке к  экзаменам в кабинете В течение года Психологическая служба, предметники

 

2 Содействие в  выборе и определении индивидуальной образовательной траектории, в успешной сдаче экзаменов Индивидуальное или групповое консультирование гимназистов выпускных классов; углубленное профдиагностирование; собеседование с выпускниками, мероприятия Месячника психологического здоровья, Недели психологии ЯГНГ, Дня профориентации; привлечение ресурсов социальных партнеров по профориентации, приглашение выпускников ЯГНГ  и представителей ВУЗов по профориентации, посещение Дней открытых дверей СВФУ и др. учебных заведений, Ярмарки учебных мест и профессий, реклама интернет-ресурсов по профориентации и ЕГЭ, психологическая поддержка учащихся 9-11 классов; настрой; организация компьютерного тестирования «Профориентатор» В течение года Психологическая служба, кл. рук-ли, социальные партнеры
3 Отработка психотехнических навыков Организация тестирования по бланкам на уроках,  в форме игровой викторины, на  школьных пробных ЕГЭ, ОГЭ, организация тренировочного тестирования  в КА «Статус» (программа «Репетиция ЕГЭ») В течение года Психологическая служба, предметники, кл. рук-ли
4 Организация участия детей в подготовительных курсах Посещение гимназистами лекций «Профессорской школы» (по проекту ЯГНГ-СВФУ) В течение года Психологическая служба, кл. рук-ли, предметники
Этап психологического сопровождения выпускника при подготовке к ГИА
5 Психологическое сопровождение ученика Индивидуальное консультирование ученика по выработке необходимых для него навыков (с разработкой рекомендаций); коррекционно-развивающие групповые занятия для гимназистов со сходными проблемами; при необходимости — оказание психологической поддержки в период сдачи экзаменов Декабрь, в течение второго полугодия Психологическая служба
Работа с родителями
1 Информационное обеспечение Психолого-педагогический родительский всеобуч — в виде лекций, бесед, презентаций, выступлений на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных или групповых консультаций, проектная деятельность по обеспечению психологической безопасности ребенка; рекомендации для родителей;  психологическая поддержка родителей выпускников (в т.ч. родители учащихся ГР и медалистов).

Взаимодействие классного руководителя с семьей ученика.

В течение года Психологическая служба, кл. рук-ли
Работа с педколлективом
1 Методическая работа с педколлективом Семинары-практикумы, занятия с элементами тренинга, проектная деятельность, выступления на педсовете по оказанию поддержки учащимся выпускных классов по методам бесконфликтного поведения во взаимодействии «учитель-ученик», «учитель-родитель», по предупреждению жестокого обращения с учащимися,  по профилактике профессионального выгорания, психологической безопасности всех участников ОП; психологическая поддержка учителей, кл. рук-лей  выпускных классов В течение года Психологическая служба
2 Организация коллегиальной работы по  выбору и обеспечению индивидуальной образовательной траектории выпускников гимназии Помощь в выборе экзаменационных предметов, организации встреч классных коллективов с выпускниками ЯГНГ-студентами, с представителями СВФУ и др. ВУЗов, содействие в информировании и  организации участия гимназистовв предметных СВОШ, олимпиадах центровузов В течение года Администрация, психологическая служба

 

Составитель — педагог-психолог МОБУ ЯГНГ Луговая Л.А.

Добавить комментарий