Изменение инфраструктуры гимназии в условиях реализации ФГОС

Винокурова Марияна Васильевна,

заместитель директора по учебно-методической работе

МОБУ Якутская городская национальная гимназия г. Якутска, к.п.н.

marvinok@mail.ru

Луговая Лидия Альбертовна,

педагог-психолог МОБУ Якутская городская национальная гимназия г. Якутска

li.lugovaya@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о создании условий для полноценного пребывания ребенка в одном здании в течение дня, в содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы.

Ключевые слова: инфраструктура здания, требования, мониторинг удовлетворенности, оценка  качества, комфортность условий.

Новые подходы к формированию образовательной среды основаны на данных исследований в области педагогики, детской психологии и архитектуры.

С 2014-2015 учебного года Якутская городская национальная гимназия г. Якутска работает по учебному плану в соответствии с ФГОС и с учетом  примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования (вариант для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, а также общеобразовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики.

Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, в гимназии осуществляется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. По Выготскому Л.С. в сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в гимназии заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в одном здании в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы.

Позитивный поворот к организации внеурочной деятельности учащихся 1-9 классов гимназии связан с осознанием значительности образовательных ресурсов ФГОС, которые в нем заложены. Такое предположение имеет ещё и то основание, что рост интереса к организации внеурочной деятельности учащихся данного возраста  относится к числу приоритетных тенденций в республике. Аналитические материалы свидетельствуют о том, что родительской и педагогической общественностью в нашей республике данный аспект образования рассматривается как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социально-культурного и экономического развития.

С целью выявления  социальных аспектов воспитания среди родителей гимназии проведено диагностическое исследование.  Полученные результаты свидетельствуют, что, как правило, внимание родителей сосредоточено на достижении материального благополучия, построении карьеры и т.д. Экономическими трудностями родители объясняют и смену традиций: бабушки, матери, бывшие домохозяйки заняты зарабатыванием денег, в том числе и в низкопрофессиональных сегментах рынка труда. Нередко дети предоставлены сами себе: после учебы более 4 часов предоставлены сами себе ежедневно.

Часть родителей традиционно продолжают считать, что вторая половина дня не должна быть связана только лишь с внеурочной деятельностью и досугом. По их мнению, ребенок должен больше времени проводить с семьей, помогать родителям в хозяйстве. Стремление к совершенству семьи, рода, свойственное предкам якутов, предъявляемое в требованиях к хорошему роду – трудолюбие, хозяйственность, высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта —  также предъявляются к отдельному ребенку.

Такая ситуация, в той или иной степени, характерна для большей части современных городских школьников, и она не может не породить системного запроса на изменение инфраструктуры образовательной среды гимназии, изменение традиционных условий пребывания ребенка в здании.

Вместе с тем отмечается недостаток бюджетных средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы гимназии, благоустройство территорий, ремонт и строительство. Действительно, наблюдается разрыв между ростом требований к современным условиям обучения и темпами обновления инфраструктуры здания. Региональные и муниципальные бюджеты «не успевают» обеспечивать реализацию возрастающих требований к условиям.

В качестве отдельной проблемы формулируется разрыв между требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности и возможностями их реализации в здании гимназии. Они не соответствуют современным требованиям и усложняют процесс внедрения инновационных стандартов.

Ежегодно психологической службой ведется мониторинг степени удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством  оказания муниципальных услуг. Представители от родителей привлекаются к внешней экспертизе материалов. Проведенные ранее исследования по выявлению удельного веса родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг, показывали довольно низкий рейтинг удовлетворенности комфортностью обстановки в образовательном учреждении по параметрам «хороший температурный режим, оптимальное освещение, чистота кабинетов» (6 место) и соответствием учебных кабинетов современным требованиям (7 место из 11).  В частности, состояние школьных помещений удовлетворяло 85% родителей начальной ступени, 93% родителей средней ступени и 89% родителей учащихся старшей ступени, по 3,5% родителей средней ступени давали ответы «нет» и «затрудняюсь ответить», 11% родителей старшей ступени затруднялись ответить. Материально-техническим обеспечением в школе довольны в начальной ступени 82% родителей, 18% затруднялись ответить. 93% родителей средней ступени удовлетворены, 3,5% не удовлетворены и такой же процент затруднившихся ответить родителей. В старшей ступени 94% родителей удовлетворены и 6% не удовлетворены материально-техническим оснащением  школы. По результатам этого исследования в гимназии ежегодно родители и члены Управляющего Совета стали привлекаться к работе в составе комиссии по приемке учебных кабинетов.

Управление образования Городского округа «город Якутск» проводит опрос среди родителей 57 различных ОУ и ДОУ. Согласно результатам независимой оценки качества образовательных услуг (НОКОУ) по 4 показателям, характеризующим общий критерий оценки качества комфортности условий, в которых осуществляется  образовательная деятельность, наша гимназия набрала  68 баллов из 70 возможных (по остальным критериям – максимальный балл), и в рейтинге заняла третье место среди школ города благодаря комплексной работе родителей и педагогического коллектива.

По итогам исследования удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, проведенным психологической службой ЯГНГ в 2017-2018 учебном году, 91% родителей согласны с тем, что «обстановка в ОУ комфортная» и 86% родителей — с тем, что «учебные кабинеты соответствуют современным требованиям».

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование, поддержание  здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием всех соответствующих условий по комфортности, безопасности обучения для гимназистов. От того, насколько ребенку комфортно в этой среде, зависит качество образования и психологическое здоровье детей. В настоящее время коллективу гимназии нужно осуществлять поиск и освоение инноваций, способствующих качественному изменению инфраструктуры в действующем здании, разработать маркетинговые программы по реализации изменений, принимать участие  в грантовых конкурсах, искать альтернативные источники финансирования проекта.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно измениться инфраструктура здания гимназии.

Архитектура пространства, современные дизайнерские решения  позволяют эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

Психологическая безопасность обучающихся в гимназии, здоровый психологический микроклимат,  особенная атмосфера обеспечиваются созданием комфортной обстановки. Это мини-зоны отдыха в кабинетах и любимые уголки по всему зданию, где в любой момент можно уединиться с друзьями, посидеть с гитарой, обсудить последние новости. Первое, что бросается в глаза внутри трехэтажного строения-лестница, уходящая куда-то вверх, в безграничное пространство. Именно она является центральным акцентом интерьера, выполненного в приятных серых и кремовых тонах.  На стенах картины якутских художников. Уникальные работы. Шедевры. Экспозиция продолжается в картинной галерее на стенах третьего этажа.

Отдыху, переключению от интенсивной нагрузки гимназического образования способствует негромкая классическая музыка, жизнеутверждающий спектр цвета окраски  стен коридора, возможность любому  ребенку прикоснуться к клавишам рояля или послушать настоящих здесь ценителей музыки. Послушать в атриуме первого этажа, даже на перемене, как   вдохновенно играют Иванов Айаал, Макарова Кюннэй, выпускники гимназии, выходим и мы — учителя.

В 2016 году гимназия стала лауреатом международного конкурса «Красивая школа». Родители, педагоги и все, кто с нами разрабатывает новые проекты по эффективному использованию здания, создают жизнерадостные и функциональные интерьеры, помогающие учиться и познавать мир. Яркое оформление, свободная планировка, грамотная организация пространства – проекты учитывают последние научные разработки. Особенно хочется отметить специально оборудованные помещения для занятий с детьми: для национальных инструментов «Төрүт дорҕоон», студии звукозаписи, телевидения, шахматный зал, рок-лабораторию, читальный зал, скамейки в  витиеватом металлическом обрамлении, которые являются местом непринуждённых бесед и настоящим украшением коридоров и атриумов.

Необходим гибкий эффективный государственно-общественный управленческий механизм, способствующий  улучшению условий образования, гарантирующих здоровье, психологический комфорт и физическую безопасность участников образовательного процесса. 

В течение последних пяти лет родителями  ежегодно проводится конкурс «Учитель, создающий условия для укрепления и сохранения здоровья детей». В положение о распределении стимулирующей части фонда заработной платы включены два содержательных критерия:

— Разработка условий образовательной среды на дворовой территории гимназии  (эффективные архитектурные решения, озеленение,  места для обучения и отдыха, места для уединения, выставки для детей и др.);

— Обеспечение комфортных условий образовательной среды: освещение, качество воздуха, температура.

Таким образом, ожидается  дальнейшее мотивированное целенаправленное преобразование педагогами условий для реализации инновационного содержательного подхода к организации внеурочной деятельности, объединение родителей для совместной реализации планов по организации   эффективного освоения и использования пространства здания.

Разработанный проект «Дизайн дворовой территории гимназии» представлен на конкурс проектов «Народный бюджет». В подготовительной работе активное участие приняли дети, родители, выпускники и, конечно, родители.

Мы считаем, что психологическое здоровье, физическое здоровье обучающихся,  фактологическая основа для оценки вклада педагога, степень проявленности его способностей к осмысленному  продуктивному действию станут показателями качества образования.

Ссылка на источники:

  1. Кондратьев П.П. Развитие универсальной функции деятельности школьников в образовательном пространстве. (Саталогия)./П.П. Кондратьев; Ин-т повышения квалификации работников образования им. С.Н.Донского-II РС(Я). – Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н.Донского-II РС(Я). – 344 с.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесбергающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

Добавить комментарий