Интервью учащихся с директором Института непрерывного профессионального образования, доктором педагогических наук, Чоросовой Ольгой Марковной.

            Проект гимназии  «Школа жизни на Севере» вопросы организации и развития воздушной трассы между Аляской (США) и СССР, построенной и начавшей действовать в 1942 году. Трасса «Якутск – Яляска» являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.

            Благодаря самоотверженной и слаженной работе авиаторов приобрела репутацию одной из самых надёжных в мире и стала международной, но после завершения войны в Европе воздушная трасса Алсиб, как международная, потеряла свою актуальность.

            Город Фэрбенкс (штат Аляска) стал городом-побратимом Якутска еще в 1989 году, когда между руководством двух городов был подписан договор о дружественных связях и сотрудничестве.

            6 мая 2019 года учащиеся 10б класса: Гоголева  Алина, Чугунова Амелия, Сусоева Розалина, Тартакынова Лена — встретились в СВФУ им. М.К. Аммосова с директором Института непрерывного профессионального образования, доктором педагогических наук, Чоросовой  Ольгой Марковной.  Встреча-интервью была приурочена к 30-летию побратимских связей между городами Якутск- Фэрбенск. По инициативе управления образования администрации г. Якутска в августе 1992 года был организован обмен учащимися и учителями данных городов (Аляска-Якутск-40 человек; Якутск-Аляска-25 человек).

             «Это событие (даже по меркам нашего времени «величайших масштабов») вызвало у нас огромный интерес. Мы решили изучить  историю обмена и найти как можно больше информации у свидетеля беспрецедентного расцвета связей и сотрудничества, одного из главных организаторов проекта — Ольги Марковны Чоросовой.  Мы провели небольшую беседу, в ходе которой Ольга Марковна рассказала о «свежем ветре перемен», с улыбкой вспоминала дорогие сердцу моменты. При выключенной камере общение было теплым, она чрезвычайно вежлива и даже подарила книгу «Современные системы образования: в условиях реформирования» библиотеке нашей гимназии. Вот главное из ее интервью:

Когда вы только начинали этот проект, кем вы работали? Чем занимались?

— С 1986 по 1992 годы я работала заместителем начальника управления образования, затем- заместителем начальника конкретно по международному сотрудничеству.

Оглядываясь назад, мы понимаем, что это была невероятная история гражданской дипломатии за границей России. Что послужило вдохновением для этого?

—  Начало 90-х. Именно в это время в стране, а вместе с ней и в республике, происходили перемены, когда командно-административная система власти была как бы ослаблена, многое разрешалось, и каждый регион и образовательная организация мечтала создать для детей что-то интересное. Несмотря на бытовые и материальные трудности, было очень интересно начинать обмены учащимися и учителями со многими странами. Одно из направлений международного сотрудничества – это развитие связей породненных городов Якутск-Фэрбенкс. Первые пробные шаги народной дипломатии, своеобразное выражение диалога культур.

Вот сейчас мы очень удивляемся, как вам удалось «растопить ледяной занавес» и убедить американцев согласиться на эту поездку?

Американцы сами мечтали о том, что будет больше обменов и очень хотели открыть и познать для себя такую страну как Россия. Он сравнивали себя с нашим народом и очень сильно удивлялись тому, что в отличие от них наши дети не пьют, не курят, а усиленно занимаются, учат иностранные языки. Это было им в диковинку.

            Мы, в свою очередь, выбирали для поездок тех детей, которые углубленно занимаются английским языком. Со стороны американцев было высказано много позитивного по отношению к якутским детям и педагогам, что способствовало взаимному интересу и любопытству. Так что этот «ледяной занавес» рухнул не только для россиян, но и для американцев.

С каким моментом связано ваше волнение в период организации проекта? Ведь что-то давалось легко, а кое-где приходилось преодолевать  различные трудности?

— Небольшое волнение было во время размещения детей по семьям, в которых им предстояло проживать. Нужно было правильно подобрать семью, готовую принимать подростков, с которой не возникло бы никаких проблем. Вспоминается случай, когда прилетевшего из Фэрбенска учителя изобразительного искусства разместили к одинокой девушке, учительнице английского языка. У нее оказался строгий отец, которому показалось, что молодой человек пытается ухаживать за его дочерью. Со стороны отца было столько претензий, что вскоре Пол позвонил и потребовал, чтобы его немедленно забрали из этого дома. В общем, мы тоже допустили в этом фрагменте ошибку. Обмен был бесплатным, нужно было только найти деньги на проезд, с чем нам помогло управление образования.

А что больше всего волновало американских детей у нас? Что их больше всего впечатлило?

— Я перевозила детей через из Аляски через Магадан в Якутию, а далее — уже в Москву. И вот там мне больше всего запомнилось то, что американские дети сравнивали станции метрополитена со дворцами. У этих детей было больше комплексов, чем у наших, они очень боялись больших пространств, грохота поездов и больших расстояний. Оказалось, что наши детишки все-таки были более адаптированными.

В данное время люди очень часто путешествуют, как вы считаете, что может вдохновить нынешнее поколение с такими большими возможностями?

— Мечты, любопытство и интересное времяпровождение. Я считаю, путешествия должны быть познавательными. Нужно совмещать приятное с полезным: организовывать экскурсионно-познавательные поездки, стажировки, участвовать в различных конференциях и семинарах.

            Я сама лично очень люблю семинары, курсы повышения квалификации, особенно если они проводятся на иностранном языке. Это невероятно вдохновляет и окрыляет.         

Как думаете, насколько важно установить или восстановить историю этого обмена?

— Конечно, нужно создать историю как основу. Но гораздо важнее увлеченность людей, которые прониклись бы этой идеей, вплотную занимались ею и создавали новые грандиозные проекты.

На что вдохновил этот проект?

— Эта история не только о развитии побратимских связей с Фербенксом, ведь еще были установлены контакты с Германией, Турцией, франкоязычными странами и азиатско-тихоокеанским регионом. Своеобразный «языковой бум», затронувший почти все возрастные слои, особенно детей, подростков и молодежи, способствовал активизации населения в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, открытии филиалов фирм, участии в международных проектах. Учителями города впервые в республике были созданы различные школы, в которых на иностранном языке предлагалось изучение по литературе, экономике, культуре, физике, математике и др. Была открыта международная летняя школа,  где 400 детей целый месяц обучались иностранным языкам по собственному желанию. Этот проект также организовывала я.

            В заключение Ольга Марковна сказала следующее: «Железный занавес действительно упал, поэтому я делала акцент на то, что возможности существенно возросли. До этого нельзя было и мечтать о каких-либо поездках, например, в ту же Америку или Аляску: об обменах, каких-либо школах, например, саха-турецком  анатолийском колледже, о летнем труде и отдыхе в формате международного лагеря. Именно проекты по международному сотрудничеству с Аляской, организуемые якутским городским управлением народного образования в конце 80-ых имели свою специфику. Это одно из направлений развития связей определенных городов. Время было трудное, продуктов не было, зарплату не выдавали, сколько, казалось бы, негативного было. Но тем не менее, был «Свежий ветер». Было разрешено всем всё начинать и действовать. В этом плане мы по знакомству, переписке с педагогами с Аляски, организовали обмен. То есть, допустим, около 20 учащихся едут и проживают совершенно бесплатно в семьях на Аляске, и их дети тоже приезжают и знакомятся с культурой и традициями России и Якутии. Я сама стажировалась на Аляске и знакомилась с деятельностью школ. Это как бы безвалютный обмен, только проездные расходы. Ну и, проживая в семьях долгий срок, иногда один семестр, то есть несколько месяцев или даже всего десять дней, видели быт, культуру изнутри.. И наши дети, и дети из Фэрбенкса узнавали те вещи, которые обязательно нужно знать о странах.

             На следующий день после встречи с Чоросовой О.М., 7 мая, мы посетили ДОСААФ России Республики Саха (Якутия), где Корнилов Валерий Анатольевич и Божедонова Анастасия Николаевна провели экскурсию о трассе Алсиб. Посещение музея прошло очень продуктивно и интересно. Ниже прикреплены фотографии.

            Мы, ученицы Якутской городской национальной гимназии им. А.Г. и Н.К.Чиряевых, высоко ценим ее вклад в наше успешное будущее. Учителя и работники гимназии стараются создать для нас все условия не только для хорошей учебы, но и для всестороннего развития. У нас проводится различные мероприятия, самые удивительные и интересные  связаны с английским  языком: спектакли, лекториумы. Лекции для гимназистов о новых тенденциях в современной науке, современном обществе на английском языке. В прошлом году проводились English poetry, speaking, мотивирующие речи и открытые дискуционные площадки. В них принимали участие специалисты министерства внешних связей, международной организации «Северный  форум» и носители языка.

            Сделаем небольшой вывод в нашей статье: мы считаем, что подобные проекты и реформы, касающиеся образования, необходимы. Они открывают на мир и мотивируют стремление к самосовершенствованию, к лучшей жизни, а главное- к развитию.

Гоголева  Алина, Чугунова Амелия, Сусоева Розалина, Тартакынова Лена, учащиеся 10б класса:

6 мая 2019 года

Добавить комментарий