О РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Непростая ситуация с пандемией коронавируса вызвала ограничения в работе школ по всей стране, выдвинув совершенно новую задачу в повестку образовательной деятельности – освоение новых технологий в обучении. Наша гимназия является одной из пилотных школ города Якутска, участвующих в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование». В феврале месяце мы провели для пилотных школ форсайт-сессию по теме «Цифровая образовательная среда как выход на новые педагогические задачи – изменение подхода к организации учебного процесса». Даже тогда мы представить не могли, что внедрение электронных ресурсов на практике, ведение уроков дистанционно, решение поставленных задач новыми методами – всё это станет неотъемлемой частью индивидуальной работы каждого педагога. Конечно, отсутствие определенной методики в дистанционном обучении вызвало ряд трудностей, но учителя справились с поставленной задачей.
Учителя наиболее успешно освоили такие программы, как:
• Zoom (сервис для проведения видеоконференций)
• Google Диск (веб-сервис для обмена файлами между учителями и учениками, создания презентаций
• Гугл-тест (программные разработки Google).
Дистанционное обучение будет закреплено как постоянная форма даже после карантина и по всей стране. Каждой школе необходимы свои пути обновления образовательной деятельности, и она должна быть готова удовлетворить запросы родителей. С уверенностью можно предположить, что индивидуальная схема обучения будет крайне востребована.
При проведении анализа работы гимназии в дистанционном режиме, мы пришли к следующим выводам:

  1. Отсутствие единой электронной платформы реализации образовательной деятельности. Многие учителя работали на разных платформах, что привело к бессистемности работы учителя и ученика, неудобству образовательного процесса.
  2. Разные формы обратной связи. Обратная связь является ключевой в ДО. Учителя обеспечили несколько вариантов обратной связи:
    a) Электронный журнал СГО. Учащиеся выполняют домашнее задание в письменной форме и отправляют на прикреплённый к электронному журналу почту СГО.
    b) Месседжер Whatsapp
    c) Google disk. Тесты, презентации.
    d) Личная электронная почта учителя.
    Отсутствие единой электронной платформы усложняет работу учителя, планирование рискует быть оторванным от фактических уроков, из-за множества информационных разрывов между используемыми платформами создается бессистемность и, как следствие, создается некорректное оценивание знаний учащихся. Множество регистраций в разных системах, неудобство при переносе информации из одной базы в другую, переизбыток или недостаток информации приводит к большим затратам труда учителей, к информационным разрывам, искажению информации, а также к трудностям при получении результирующих показателей и отчетов.
  3. Штатное расписание уроков. Расписание для дистанционного обучения должно быть приспособлено к блочному изучению школьной программы, т.к. при дистанционном обучении большая часть времени занимает самостоятельная работа. Действующее расписание гимназии играло роль палочки- выручалочки как выход из ситуации.
    Важен системный подход в технологии дистанционного образования, но как обеспечить системность в условиях дистанционного обучения? Как обеспечить обратную связь, которая является ключевой в реализации дистанционного обучения? Опыт ДО во время пандемии утвердил необходимость формирования единой образовательной платформы.
    Основные преимущества единой образовательной платформы:
  4. Одноразовая регистрация
  5. Оптимальность объема информации
  6. Отсутствие информационных искажений, разрывов.
  7. Авторские курсы, уроки.
  8. Автоматизация обработки данных, а также составления отчетности.
    Самой доступной и бесплатной платформой является СГО «Город Якутск», в которой в связи с карантином были добавлены дополнительные функции, необходимые для дистанционного обучения. Далее будут приведены предложения о систематизации ДО в нашей гимназии.
  9. Сетевой город. Самые основные функции СГО:
    • Эл. журнал
    • Почта
    • Чат
    • Конструктор уроков (видео, изображения, аудиозапись, интерактив)
    • Библиотека курсов
    • Тесты РОСТ-а.
    • Отчетность
    Примечательно, что тесты РОСТа прикреплены к электронному журналу СГО, качественные авторские уроки, курсы можно создавать на «Конструкторе уроков». Обратная связь осуществляется через почту СГО, результаты тестов автоматически выставляются в эл.журнал.
    Контроль желательно реализовывать 1-2 раза в месяц, а не так как это было сделано нами – ежедневно. Темы даются блочно. Упорядочивание блоков даст учащимся возможность самостоятельно подготовиться, к тому же система вопросов и заданий учебников в полной мере позволяют самоконтроль обучения. Также учитель может равномерно распределить вопросы и задания в своем курсе. Курс заканчивается обязательным заключительным экзаменом или письменной работой в любом формате: очно или же дистанционно. Самое важное в этой модули – это «живые» авторские уроки своего учителя. Учителя знают свои классы, их слабые и сильные стороны, они знают, КАК работать именно в этом классе, поэтому авторские курсы ценнее, чем готовые уроки РЭШ, МЭШ ит.д. Это главная причина создания своей образовательной платформы. Сейчас очень много разных образовательных платформ, но практика показала, что они не идеальны, качество материала подходит далеко не всем.
    Для создания своих уроков, курсов самым оптимальным решением, на мой взгляд, является платформы GetCourse и iSpring Suite. Все модули в GetCourse и iSpring Suite тесно связаны между собой. Нет необходимости импортировать данные в десятки сервисов и платить за каждый из них в отдельности. Конечно же, эти платформы платные. У нас есть опыт работы на iSpring Suite. Уроки создаются на программном обеспечении Power point, всем хорошая известная, доступная программа. Встроенные аудио- и видеоредактор, запись экрана, интерактивности, программа для интерактивных книг, редактор тестов — позволяют создавать разные виды контента в одном месте. Созданные курсы соответствуют международным стандартам SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC, xAPI (Tin Can) и cmi5 и совместимы с 130 системами дистанционного обучения.
    Возможности GetCourse:
    1) Можно создавать тренинги и подтренинги. Подтренинги позволяют разделить обучение на отдельные модули.
    2) Количество уроков, тренингов, подтренингов — не ограничено. Можно создать хоть сотню курсов и хранить их в одном аккаунте, при этом каждый ученик будет видеть только то, что должен видеть.
    3) Уроки тренинга могут открываться по разным сценариям:
    • после выполнения задания в предыдущем уроке (автоматическая проверка домашнего задания)
    • после проверки задания в предыдущем уроке. Подходит когда у вас есть кураторы, которые проверяют ДЗ. Они могут его принять или отправить на доработку
    • всем и сразу — если нужно предоставить доступ сразу ко всем урокам.
    4) В уроках есть «задание» (влияет на прохождение урока и переход к следующему) и есть «комментарии» — чтобы ученики могли обсудить вопросы друг с другом или просто поделиться своими мыслями.
    5) Комментарии и ответы на задания могут быть видимы всем или только ученику и учителю. Второй случай подходит для проектов с деликатными темами.
    6) Есть возможность загружать уроки на внутренний хостинг с повышенной защитой от скачивания.
    7) Можно запускать обучение «потоками» — это когда каждый месяц/неделю/день вы запускаете новую группу учеников.
    Как упомянуто выше, дистанционное обучение может продлиться и после летних каникул. Но когда мы вернемся в привычный рабочий ритм, ДО останется как неотъемлемая часть каждой школы, и мы должны быть готовы к этому.

АДАМОВА С.А.,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
РУКОВОДИТЕЛЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
«ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
ПРОЕКТНОГО ОФИСА
ЯГНГ ИМ.А.Г.И Н.К.ЧИРЯЕВЫХ.

Добавить комментарий